?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 September 2017 @ 07:49 pm
Об украденных знаниях  
Один православный брат недавно сказал мне (не знаю уж, у кого он взял эту мысль, увы, сам я достаточно невежествен), что считает христианские святыни, находящиеся на неправославном Западе, - находящимися у неправославных в плену. В большинстве (наверное, в большинстве) случаев это очевидно верно еще и потому, что эти святыни были объектом прямого неприкрытого грабежа, сопряженного с убийством православных.

И вот мне пришла в голову мысль, что об украденных научных знаниях правильно думать ровно так же. И программа Петра Первого (я не помню, от кого слышал, что он имел теорию о том, что центр знаний и наук путешествует по миру, сперва из Греции ушел на Запад, но потом должен с Запада перейти к нам) может в этом смысле рассматриваться как программа по возврату награбленного.
Речь идет о том историческом периоде, когда, ослабленная предательскими ударами Запада, Византия пала, ослабленная под конец и духовно унией с папством (возможно, сыгравшей решительную роль в падении). Тогда ученые греки, при бегстве из Константинополя, привезли в Италию и вообще на Запад всю ту науку, которая на Западе впоследствии процвела, глубоко его изменив, не без участия огромных денег, награбленных тоже в Константинополе.
Имеется в виду и материальная часть (тексты), и научная культура, школа, в общем, всё то, что дало бурный рост европейской науки.

И вот что я тут хочу заметить очень существенное.

Когда беженцы греки и науки прибыли на Запад, местные люди были уже довольно глубоко недовольны папизмом, который стал к тому времени настоящей полноразмерной пагубной ересью, ну и его пороки, конечно, давали себя знать не только в отношении к Константинополю, но и к местному населению. Поэтому местные, в естественном сопротивлении злоупотреблениям папизма (а отчасти и в неестественном, подогреваемом в не самом хорошем направлении скрытными, но явно антихристианскими силами), стали использовать греческие науки для борьбы против пап. И сделали это во многом в форме противопоставления наук Церкви (под Церковью-то бедняги - и зетесавшиеся злоумышленники тоже - имели в виду именно папистскую в общем-то лже-церковь, однако единственную, бывшую на глазах, и к тому же изо всех сил утверждавшую свою Единственность).
Именно тогда, похоже, сформировалось это противопоставление, не очень справедливое даже в отношении папизма (т.к. папизм при всей своей еретичности против наук как таковых особенно не боролся, скорее тоже холил и лелеял), однако укоренившееся, противопоставление наук и Церкви.
К Православной Церкви (то есть Церкви настоящей) это вообще не имело прямого отношения. Однако само клише укоренилось, и когда научное миросозерцание стало возвращаться с Запада к нам, это клише было там довольно крепко и некритично вмонтировано.

Это я к тому, что при возвращении награбленного полезно почистить возвращаемое, провести дезинфекцию и дезинсекцию, выбросить оттуда ненужные нам приспособления, использовавшиеся в далекие времена скупщиками краденого и их оппонентами для своих специальных надобностей, не имеющих к нам отношения.