Эмоционально-историческая схема

Название довольно дурацкое, а сам я не очень в форме, поэтому выложу просто, без контрапункта (который безусловно есть, если вспоминать о верхах и низах, но тут я буду про... ну, в общем, о поэтах, властителях, тех, кого мы знаем по именам, притом имея в виду не своих деревенских родственников),  мысль или схему, которая вроде четко решила неоднозначность, по сути чисто эмоциональную (как свой-чужой), которая меня оказывается давно незаметно мучила. Что что-то не так. Причем даже в разном возрасте по-разному, но общий смысл тот, что вроде вот эти — свои, а эти — чужие, и я за этих, а значит против тех, но вроде в каком-то месте получается что должно вроде правильно быть почему-то (в чем-то) наоборот; а если бы проявить настойчивость, то наверное могло бы и до большой внутренней драмы дойти. (Ну и до внешней в нашей истории конечно не только доходило, но и почти и не отходило; давая основу антагонизму не то чтобы каких-то марксистских классов, а наоборот, чего-то к вопросам собственности неведомо как относящегося, но чего-то пожалуй и гораздо большего касающегося).

Вообще-то само дело, конечно, сто раз известное. Вроде того, как (просто типичный пример) мне сравнительно недавно рассказывали — казаки (какие? ну вот такие, из которых происходит рассказчик, рассказавший мне) перед войной (Великой Отечественной) думали: власть эта, конечно, ничего хорошего нам не сделала, и вроде дружить с ней бы и никогда не надо, а Родину надо защищать — что делать? ну и пошли в записываться в РККА. Это, правда, не совсем тот уровень, не поэты, как и не Сталин и не Молотов, но проблема примерно та же.


Ну, в общем, увы, я наверное уже достаточно замылил. Будет про верхи общества в масштабах страны. Как Ахматова, Шостакович, Сталин. А появилась мысль — когда смотрел фильм про Марию Юдину.

Так вот, схема получается такая. Империя (какая? какая часть? ведь не всё же сплошь? а вот та самая, которая внезапно действовала в феврале 1917 так, как действовала, несомненно, "образованное общество" по преимуществу, хотя границы что определять? субъект понятен из описания), так вот Империя была фактически западнической. Не какой-то там фанатически западнической, всё умеренно, резонно и цивилизованно (хотя мы, конечно, помним, как легко у самого Запада умеренность, резонность и цивилизованность допускает любую кровь если что).

Это ключевое. Кстати, именно это заставило ее отвергнуть русского Царя — как какое-то насилие над ее естеством.

И получилось так, что всё культурное общество у нас было западническое. Даже не по стремлению, а вот как бы по культуре, де-факто.

А новый режим (уже большевиков) — прямо скажем, не совсем. Особенно к сталинскому времени. Он был не западнический (в начальный момент напоминал как бы западнический компрадорский, но какое же это западничество, не настоящее какое-то, когда люди — только где-то там далеко за морем, а тут — растопка для них; а при сталинском правлении стал менее западническим во многом, по крайней мере в отношении прямого подчинения Западу очень сильно изменился уж точно). Был он и не таким уж русским (правы евреи, заметившие это), сперва больше горячо семитский вверху, потом ставший более кавказским.

И вот старая (по непосредственному происхождению или по преемственности) культурная элита — оставаясь русской и западнической - имперской(!) — оказалась в естественном конфликте с новой властью, которая была уже не такова, стремилась командовать, да кроме того, независимо от вопроса западничества как такового, действовала достаточно кроваво (что могло бы у какой-то другой элиты, а не нашей русской имперской западнической, вызвать более фаталистическое отношение).

Кстати, для западнической культуры (ну, может не только для нее, я тут не о сравнениях) существенным является не только вопрос насилия, но и вопрос унижения со стороны властей. Тут и еврейская струя, особенно усилившаяся в русской культурной элите давала иногда подобную же реакцию. Еще в царское время, если мне не изменяет память, был один молодой еврей, убивший начальника (не помню, какого уровня, но наверное генеральского, может чуть ниже) за оскорбление его (еврея) матери. Тот как-то небрежно с ней обошелся, думая, возможно, что оказывает милость, но грубо. Еврей не стерпел, такое у них бывало (не знаю, что я приплел евреев, наверное для полноты; но в этом своем качестве — чувствительности к человеческому достоинству — они явно были может и не представителями западного типа, но  в том же направлении было это).

Да, а вот приходить к пониманию, что вообще есть русская культура не западнического характера (в Церкви, в основном, я думаю, ее можно было увидеть, хотя кто-то может и в деревне), они начали приходить только под конец. Хотя и поняли, насколько это важно. Но задача что-то делать в этом направлении, по сути, только под конец была поставлена.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.