?

Log in

No account? Create an account
05 September 2017 @ 06:57 pm
Задав себе частный вопрос: что может спасти Россию от аморфизующей волны экономической миграции извне - я сперва подумал, что это могло бы быть наконец явное объявление ее православной державой.

Но этого, даже если сама декларация полезна, было бы явно недостаточно. И вызвало бы определенные сопутствующие проблемы. Более системная из них состоит в том, что сама декларация не дает понимания "а что дальше": ведь сущность православия не дает основания для насаждения его насильственными репрессивными мерами, так же как и очень ограничивает и ставит под большой вопрос даже какие-то меры очень мягкого дискриминационного действия по отношению к представителям других вер. Менее системный, но вполне очевидный класс проблем состоит в том, что есть большой набор групп населения, интергирование которых в такое государство представляет серьезный тактический вопрос именно в момент перехода. Это и магометане с буддистами, и "коммунисты" и прочие атеистические консерваторы.

И то, и другое достаточно облегчается в случае, когда превращение в православную державу происходит прежде всего по существу, а не по названию. Насколько необходима само название - вопрос отдельный, но довольно очевидно, что одно название не сработает, в том числе по упомянутым причинам. А главное по той, что православие, заключающееся в одном названии (или акцентирующееся на внешнем регламенте) - это просто оксюморон, то есть не православие вовсе.

Каким же тогда оказывается такое государство по своим свойствам?

Наверное, основным свойством православного государства, отвращающим потоки аморфизующей иммиграции, будет, как ни странно, бедность. Жизнь народа в таком государстве на бытовом уровне должна оказаться достаточно скромна и бедна. Силы же и средства, которые есть, должны быть направлены на достижение важнейших жизненных необходимостей (защиты веры, субъектности, независимости, защиты народа от голода и экстремальных бедствий, осуществления правильного стратегически развития в этом смысле - и в экономике, и в науке, и, конечно, в культуре и духовном делании, но последнее уже скорее не задача государства как такового, оно может это только скромно поддерживать - впрочем, скромность тут тоже может быть достаточно плодотворной, если например речь идет об информационной политике).

В этом случае оказывается, что наиболее деструктивные потоки миграции извне затруднены (нет привлекающего излишнего богатства в легкой доступности, нет и пропаганды соответствующих идей, а есть общее настроение противоположного направления, поддерживаемого организационно в жизни), избираются наиболее соответствующие идейно и морально мигранты, селекция (пусть не абсолютно, но по тенденции определенно) положительная, притом именно в нужном смысле.

Реализуется идеал Православной державы, коммунистического государства, осмысленного и справедливого жизненного устройства. То есть, если отказаться только от самых экстремальных вариантов взаимной нетерпимости, это будет устройство народной жизни, приемлемое и искренне желательное для всех, кроме людей, настроенных изначально деструктивно.

Могут спросить: а зачем тут само православие? А потому что без него ничего не работает, и советские союзы быстро разрушаются. Даже у инославных центры наук не работали без того, чтобы каждый профессор имел священнический сан - когда это еще было на подъеме, а науки жили не по инерции и не на службе откровенно античеловеческих сил. А нам про инославие говорит нет необходимости, у нас с этим особенных вопросов нет. Так что может быть, как я думаю, дело именно в том, чтобы православный монастырь занялся не только физическим трудом (как когда-то, когда монастыри кормили в голодный год окрестных крестьян, а сами были центрами передовой агротехники; как и центрами обороны), но и умственным, поскольку он необходим для жизни народа (по приоритетам, помянутым выше; а ведь трудиться надо). Тогда, может быть, и вокруг постепенно, как вокруг Сергиевой лавры, вокруг православного делания возникнет более праведная жизнь, православная и осмысленная.

Это довольно частное замечание, но довольно, мне кажется, важное. Понятно, что более главное определяется тем центром бедности (и делания), каким были раньше преподобные, а по сути сам Господь, Пресвятая Троица, на которую они взирали. И, конечно, для нас, тем, нам не безразлично ли это.
 
 
26 November 2016 @ 11:44 pm
"Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца;"

В этот же день и память Григория Паламы, которого латиняне пытались уверить, что Бога нельзя видеть, а всё, что можно видеть, - лишь тварное. Святитель с ними не соглашался.

Палама был архиепископом Солунским. Откуда происходят Кирилл и Мефодий. В честь Димитрия Солунского назван и Дмитрий Донской.

Благословленный (хотя английские ученые криком кричат, что такого быть не могло) Сергием Радонежским, который видел всю жизнь предназначенной уподобиться жизни Пресвятой Троицы. А ведь есть в Евангелии место, где Христос и об этом говорит. И даже тут же, Филиппу, хотя немного прикровенно: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит".

И в дополнение в тот же день (сегодня, в воскресение) - память императора Юстиниана.

И вот с празднования памяти Апостола Филиппа, пришедшейся в этом году еще и на воскресный день, начинается Рождественский пост, подготовка к празднику Боговоплощения.
 
 
Память основателя настоящего коммунизма в России.

Конечно, без латыни бы сказать было лучше.
 
 
https://vk.com/sergey_sashov_spb?w=wall3332657_521%2Fall

("Коммунистический эксперимент" в России прошел удачно; проводившие его переходят к фазе промышленного внедрения;
удачность выражается в двух моментах:
1. экономическая итп эффективность (сов. коммунистический тоталитаризм успешно противостоял вдвое превосходящему противнику, и даже имел возможность "окончательно победить", если бы не, скажем так, п.2),
2. отличная управляемость и возможность переключения в режим разрушения, осуществляемого также достаточно эффективно.

Возможно, по п.1 достоинства во многом определялись не привитой "идеей", а русским субстратом, однако так или иначе жизнеспособность, пусть и в таких условиях, доказана.

А если предположить, что основным является п.2, т.е. переход к разрушению, то п.1 имеет лишь инструментальный характер, эффективность нужна на сравнительно короткий период, скажем, для завоевания глобального доминирования для последующего глобального (или регионального! ведь управляться в смысле перехода к разрушению могут селективно и разные части глобальной системы).

Если имеется в виду глобальное разрушение, то кто же может быть субъектом, "заказчиком"?
 
 
27 August 2016 @ 01:16 pm
Сегодня праздник иконы Божией Матери, на которой Она беседует с простым человеком,
и перенесение мощей преподобного Феодосия, начинателя вместе с преподобным Антонием (в Киеве) общежительного монашества на Руси, убеждавшего никогда не тянуться за западом,
и предпразднество Успения Пресвятой Богородицы - как бы Второй Пасхи, можно сказать.
 
 
 
22 August 2016 @ 09:17 pm
Оригинал взят у snowman_fedya в От Мирославы Бердник
Мое обращение-молния!


Друзья мои.
Я всегда чувствовала вашу руку поддержки, протянутую из разных уголков мира. Низкий поклон и благодарность.
Наступило время, когда ваша поддержка нужна мне особенно.
Завтра, во вторник 23 августа 2016г., иду на допрос в Главное следственное управление Службы Безопасности Украины. (ГСУ СБУ).
Иду добровольно. Не исключаю, что не выйду – меня могут ЗАДЕРЖАТЬ.

Read more...Collapse )
 
 
Вот что кажется мне едва ли не первым кандидатом. Кажется уже задним умом, конечно, но думается, еще не поздно пытаться поправить, тем более что последствия и, зачастую очень кровавые, попытки это раздвоение отменить, а загвоздку преодолеть, продолжаются.

Загвоздка (может, я и ошибаюсь, но чем дольше думаю, при обнаружении уже и умозрильного разрешения) заключается в странном и ужасном раздвоении общественного сознания (да и самого общества, его носителя). К концу XIX века это выглядело уже как полноценное двоеверие, зашедшее куда более далеко, чем то, что обычно называют двоеверием применительно к началу христианства на Руси. Это раздвоение на церковное и светское (не естественные градации, а именно драматическое раздеение), на народ и "образованное общество", на христианское (во многом совпадающее, то ли случайно, то ли закономерно, с крестьянским) и научное.

Если слабеет первое, то рушится всё (как мы видим на опыте СССР). Если слабо второе, то (по крайней мере, так увидели наши предки в лице уполномоченных принимать решения такого рода, к тому же церковно помазанных, своих представителей, царей) представляется трудным организовать производство и армию так, чтобы это было хотя бы достаточным для обороны против Запада. На практике оказывалось, что даже при разделении, но если обе части не чахнут (впрочем, вторую никто и не пробовал задушить, видимо потому, что живем в сём мире), этого хватает для того, чтобы Россия как-то да процветала, росла и справлялась с обороной. Но даже при "равновесии" разделение, думается, съедает и силы, и потенциал, а на практике ведет к нестойчивости.

--------------------------------------------------------------------------

Решение же (теперь, задним числом, мне видно) заключается в том, что монастыри должны заниматься науками. Не только духовными или гуманитарными (чем они и так занимались, хоть и можно сомневаться, в достаточной мере или нет), но и самыми что ни на есть "точными", "естественными" и "техническими", ну и физикой - не помню, куда она, в естественные что ли, или отдельно. Ну и техникой пожалуй в заметной мере тоже.

Причем "должны" не по причине, что мы (или кто-то, светская власть скажем) извне принимаем такое решение, а именно по собственному внутреннему устроению и задачам, подтверждаемым и всей традицией русских монастырей.

Это было не сразу очевидно, поскольку науки не сразу проявили себя как достаточно мощную и определяющую силу в общем народном хозяйстве и в его оборонительном аспекте. А также потому, что царская власть несколько излишне решительно взяла это на себя (что тоже, возможно, определялось тем, что вопрос казался более тактическим и временным, менее фундаментальным, чем оказалось потом, а это больше прерогатива царской власти - реагировать оперативно на временные обстоятельства; да всё и происходило сперва слишком постепенно и незаметно, а потом слишком резко).

Но теперь-то ясно, что науки - это одно из самых важных оснований "физической культуры" - и хозяйства, и обороны. Причем в жизненно важных аспектах; впрочем, при давлении извне всё может становиться жизненно важным.

А жизненно важные стороны материальной деятельности были (скажем условно - "всегда") непременной и важной составляющей деятельности русских общежительных монастырей. Кормить народ в голодный год в нашей зоне рискованного земледелия (имея запасы, ведя передовое хозяйство), участвовать в обороне, притом часто на ключевых позициях. Ну и в образовании делать всё, только вот в идеале теперь - не ограничивать это начальным образованием и семинарским для узкоцерковных нужд.

Даже Нил Сорский, считающийся основателем так называемого "нестяжательства" (не имеющего никакого прямого отношения к обету нестяжания, просто слово такое условное, часто и криво применяемое, кстати), никак не отрицал ни общежительных монастырей как таковых (напротив), ни хозяйственных "тяжелых" работ монахов в этих монастырях.

Ну вот, собственно всё. Про исторические следствия и подробности, может, попозже тут напишу.
 
 
Вот наконец отличный повод задать еще раз вопрос, на который я не слышу внятного ответа (логическое ударение на первом или втором надо ставить, кто его знает):

http://vz.ru/columns/2015/12/24/785801.html

Автор, как обычно, имхо не совсем прав итд, но, как часто же, сообщает интересный факт, на этот раз как бы психологический. Не буду говорить о том, насколько этот психологический факт распространен у нас, но ваш покорный слуга, за минусом ерничанья и публицистических финтифлюшек с трудно определимой по цели иронией, имел ровно такую мысль о нашем отечестве (а пожалуй бы и о других, но там конкретности все другие, и о них не обдумывал), а именно что лишнее самодовольство вредно, и может быть даже наше как бы преклонение перед Западом (у кого оно случается) - не исторический ли в основном инструмент борьбы с этим потенциальным самодовольством. Чтоб его и не было. А зато была живая страна.

Что вы думаете, если кто вдруг прочитает?
 
 
11 November 2015 @ 08:31 pm

Апостол:

О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.

Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.

Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы.

Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.

Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.

Евангелие:

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

 
 
15 October 2015 @ 02:32 pm
Поздравляю всех с праздником Покрова Божией Матери.

А сегодня я был в храме во имя праведного воина Федора Ушакова на проспекте Королёва (такое вот совпадение имен).
Празднуется сегодня память Андрея, Христа ради юродивого, который и видел явление Пресвятой Богородицы, молящейся за христиан, чему посвящен вчерашний великий праздник, славянина, как пишут в житии.
И память более древних святых - мучеников Киприана и Иустины (и с ними мученика воина Феоктиста), чьих молитв христиане просят при обстоянии колдовства и духовного обмана, против соблазна от князя тьмы.

Такое совпадение дней памяти невольно наводит на мысль, что по заступничеству Божией Матери Бог, может быть, благословит православных воинов (и тех воинов, кто, как Феоктист, только обретут веру в Бога сейчас) защитить Россию от напасти, поглощающей мир. Или, по крайней мере, быть со Христом в этих битвах.

Тропарь праведному воину Феодору Ушакову

Державе Российстей архистратиг непобедимый явился еси,
агаринскую злобу нивочтоже вменив и разорив:
не славы мирския, ниже в богатства взыскуя,
но Богу и ближнему послужил еси,
моли, святе Феодоре, воинству нашему даровати на враги одоление,
отечеству во благочестии непоколебиму пребыти,
и сыновом Российским спастися.


Вот, "не славы мирския, ниже в богатства взыскуя, но Богу и ближнему послужил еси", не удивительно, что в светских жизнеописаниях говорят, что адмирал крайне внимательно и уважительно относился и к простым матросам (которые и шли с ним в любой бой и побеждали; сам Суворов говорил, что счел бы за честь быть лейтенантом в бою под его началом), был честным и никогда не лукавил.

Вот таких святых поминают вместе с блаженным Андреем, сразу за праздником Покрова. Что-то Бог нам этим сказать, наверное, хочет.
Ну а я имел счастье подумать об этом на проспекте Королёва.